Строка новостей

Верховная Рада VIII созыва начала работу — 5 февраля стартовала десятая сессия. Она будет последней полноценной перед парламентскими выборами.

Но президентская и парламентская гонка как молодое вино ударила нардепам в голову. Работать в сессионном зале им совершенно не хочется, тогда как дел предстоит целая гора.

Как потрудились?

Январь – последний месяц работы девятой сессии ВР – был феноменальным по уровню безалаберности. Это подтверждает статистика Комитета избирателей Украины.

Нардепы установили рекорд по неголосованию. 39 избранников ни разу не нажали кнопку на своем рабочем месте. Для сравнения, в декабре таких было 19, а в остальные сессионные месяцы — и того меньше.

Второе «достижение» — наибольшее количество прогульщиков за месяц. 22 парламентария не посчитали нужным даже заглянуть в сессионный зал. В целом более 90% заседания пропустил 81 нардеп. В довершение стоит указать, насколько напряженным был график работы в январе: ВР проработала четыре дня – с 15 по 18 января.

Что нужно сделать?

С февраля по июль ВР должна 48 раз собраться в сессионном зале. Времени достаточно, чтобы разобраться с ключевыми законопроектами и сделать перед выборами домашнее задание.

Первый вопрос – изменения в Конституцию о закреплении курса в ЕС и НАТО. Первое чтение президентский законопроект уже прошел, теперь на очереди второе и необходимы 300 голосов в его поддержку. Голосование намечено на 7 феврали и эксперты считают, что эту популярную реформу Рада поддержит.

Но есть еще масса реформ, которые так и не доведены до ума. Это децентрализация, импичмент президента, пенсионная, земельная и налоговая реформы, создание нового органа взамен ликвидированной налоговой полиции и масса других. Вот только все эти задачи перекочевали даже не с девятой, а с седьмой и восьмой сессий нынешней ВР. Можно давать девять против одного, что на десятой сессии ими заниматься не будут.

Тому есть две причины. Первая – нардепу, который баллотируется в президенты или входит в шорт-лист политпартии, трудно попиариться на таких решениях. Результата от них еще нужно дождаться – итог будет виден очень нескоро, а перед выборами нужны либо эффектная риторика, либо эффектная победа. А какие политические сливки можно снять, например, с создания Нацбюро финансовых расследований? Никаких.

Есть и вторая причина – под реформы нужна поддержка, в том числе финансовая, от доноров. Но в канун выборов финансирование украинских реформ будет сокращено.

Но в списки реформ есть две, которые и политические бонусы дали бы заработать, и денег от кредиторов не требуют. Однако и им, к сожалению, мало что светит на девятой сессии.

Избирательный кодекс, проголосованный в первом чтении еще в 2017 году, продинамили на предыдущей сессии. Вряд ли придется он ко двору и на этой. Нардепам сейчас ни к чему менять избирательную систему и переходить к выборам по открытым партийным спискам — избирательная кампания уже запущена, деньги аккумулированы, с избирателями работать начали. Проголосовать за кодекс могут лишь в том случае, если в нем пропишут норму о том, что по новому законодательству пройдут не октябрьские выборы в ВР, а выборы в парламент аж в 2024 году.

Депутатская неприкосновенность – тема, которая вызывает усталость. С нею носятся каждые выборы и вспоминать перед грядущими будет даже стыдно. Президент и нардепы составили два практически идентичных законопроекта о сокращении иммунитета, летом Конституционный суд одобрил оба, а не проголосовали ни один. Представитель президента в ВР Ирина Луценко говорила, что за голосование возьмутся весной 2019 года. Но сроки по этим конституционным изменениям переносят с такой регулярностью, что практически нет смысла надеяться.

Пиариться и отвлекаться

Директор Агентства моделирования ситуация Виталий Бала подтверждает, что по конституционным изменениям о курсе на ЕС и НАТО есть высокая вероятность результативного голосования. Хотя это президентская инициатива, даже его оппоненты не могут ее не поддержать.

«Все остальное (другие важные законопроекты, — ред.), к сожалению, будет использоваться как всегда, — уточняет политолог. — Будут выяснять отношения на трибуне. Ее будут использовать для того, чтобы заявить о себе, ведь достаточное количество кандидатов в президенты являются депутатами. Чего-то особенного стоит ждать только в том случае, если произойдет чудо».

Безусловно, нардепы уже сами себя попросили не использовать парламент для пиара.

«Хочу предостеречь своих коллег: первое — парламент не может превратиться исключительно в трибуну для избирательной агитации», — пожурил своих коллег глава фракции «Блок Петра Порошенко» Артур Герасимов.

По состоянию на начало сессии, то есть 5 февраля, на сайте Центризбиркома представлен список из 30 кандидатов. 14 из них – народные депутаты. Воздержатся ли они от агитации в зале под куполом? Вопрос риторический.

В то же время, из 14 кандидатов-нардепов только у двух-трех есть обоснованные надежды пройти во второй тур выборов. Остальные прекрасно понимают, что сейчас будут работать во благо партии и на результат в парламентской гонке. Так что можно немного напрячься и поработать с законопроектами. Если только не будут отвлекать последствия все тех же президентских выборов. После них может стать вопрос о формировании нового большинства и правительства.

Если выборы пройдут в два тура, а вероятность высока, то инаугурация пройдет в начале июня. После этого у нардепов еще будет 16 сессионных дней — полных и совмещенных с другими обязанностями.

Будет ли необходимость посвятить это время назначению нового Кабмина – зависит от того, кто победит. Виталий Бала говорит, что при победе Петра Порошенко высока вероятность, что правительство доработает до октябрьских парламентских выборов. Если будет другой победитель, Раду могут озадачить формированием нового Кабмина.

«Если победит кто-то, кроме Порошенко, он получит антипрезидентскую коалицию. Такой вариант возможен», — говорит политолог.

Но ни смена главы страны, ни потенциальные проблемы с коалицией не обязывают сразу же заняться роспуском старого и формированием нового кабинета. Он вполне может доработать до оглашения результатов парламентских выборов. Тем более, что и президенту, и ВР выгодно свалить на него все провалы и проблемы, а перед избирателями предстать в белом фраке.

«Но может быть вариант, что правительство подаст в отставку. Например, Гройсман хочет иметь какую-то свою политическую перспективу», — уточняет Виталий Бала.

Тогда ВР погрузится в правительственные баталии.

Про Redactor

Проверьте также

Бросила сына на землю и била: у одесситки у США суд отобрал ребенка

Переселенку из Одессы Юлию Сторожук обвиняли по двум уголовным статьям по насилию над детьми. Ей …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *