Вопреки обилию маршрутных такси в Одессе городской электротранспорт был и остается наиболее экологичным и социально важным видом транспорта для населения. Сегодня только на электротранспорте действуют льготы, предусмотренные государством для пассажиров. Автоперевозчики же зачастую предпочитают игнорировать льготную категорию граждан.
В этой связи правительством уже давно обсуждается тема монетизации льгот, однако, вводить ее пока не торопятся. Все дело в том, что для введения такой системы необходимо прежде всего создать единый реестр льготчиков. Но на сегодняшний день, как выясняется, реальных данным по пассажирообороту просто не существует. Несмотря на это ежегодно из городских бюджетов выделяются немалые суммы на перевозку пассажиров данной категории.
Такая проблема существует давно и во многих городах Украины. Оценить ее масштабы можно на примере главного одесского перевозчика пассажиров Коммунального предприятия «Одессгорэлектротранс», о котором идет речь в журналистском расследовании главного редактора журнала «Громадське слідство» Григория Козьмы.
По словам журналиста, бюджетные ведомости демонстрируют многомиллионное финансирование городского электротранспорта Одессы то ли на его содержание, то ли на создание надлежащих условий для предоставления высококачественных услуг по перевозке пассажиров. Примечательно, что новый электротранспорт за эти средства не закупается. На что тратятся деньги — ни один нормативный акт Одесского городского совета или бюджетная программа не показывает. Получается, что коммунальное предприятие просто утаивает многомиллионные траты.
Кроме того, одесские чиновники под видом заботы о перевозке льготной категории выделяют миллионные дотационные средства из бюджета города, которые потом просто растворяются в КП. При этом численность перевозимых пассажиров рассчитывается по каким-то фантастическим формулам. Так, например, начиная с 2014 года, согласно статистическим ведомостям, пассажиропоток в Одессе резко вырос. При этом количество электротранспорта нисколько не увеличилось. Наоборот, в ведомостях четко отслеживается постепенное уменьшение транспортных единиц. А пассажтропоток, как ни странно, вырос.
Исходя из этого, есть все основания полагать, что чиновники попросту занимаются подтасовкой статистических данных, в которых количество перевезенных пассажиров искусственно завышается вместе с количеством льготчиков.
При этом ни правоохранительные органы, ни Антимонопольный комитет вместе с налоговиками до сих пор не заинтересовались утекающими ежегодно миллионами бюджетных средств в «черную дыру» под названием КП «Одессгорэлектортранс».
Мало того, за какие заслуги уже бывший директор Коммунального предприятия Дмитрий Жеман пошел на повышение и возглавил Департамент городского хозяйства Одесского горсовета, не совсем понятно. Ведь именно с его приходом в КП началась интенсивная подтасовка данных. Хотя на этот счет у чиновников Одесского горсовета другое мнение — Геннадий Труханов счел его прекрасным менеджером, показавшим отличную работу на прежнем месте.