Домой / Новости / Налоговая амнистия в Украине: плюсы и минусы нового закона

Налоговая амнистия в Украине: плюсы и минусы нового закона

Зачем государство вводит налоговую амнистию? Как к этому относиться и какие последствия ожидать, рассказывает известный юрист, управляющий адвокатского бюро «Шавров и партнеры» Игорь Шавров.

Итак, принятый закон предусматривает смешанную форму амнистии, по которой государство прощает предыдущую неуплату налогов и узаконивает активы, полученные неизвестным путем (амнистию активов). Для этого достаточно открыться перед государством и уплатить небольшой процент, который меньше размера налога для других граждан.

Это будет продолжается с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022 года
В короткой перспективе для государства – наполнение бюджета, а в долгосрочной – контроль над расходами граждан. Ведь зная, какие у людей доходы (что поможет выявить амнистия), очень легко будет в дальнейшем определить: а не превышают ли расходы имеющиеся у них доходы.

С первых строк закона говорится о «добровольности» — но за этим скрывается совершенно противоположное. Если человек не подаст такую декларацию, он подтверждает что он полностью уплатил все налоги и что его активы не превышают такие лимиты:

квартира площадью не более 120 кв.м;

дом площадью не более 240 кв.м;

нежилые помещения не более 60 кв.м;

земельные участки с площадью, которая не превышает нормы безоплатной передачи по Земельному кодексу;

одно транспортное средство; для декларирования таким средством не считается транспорт для перевозки 10 и более человек; автомобиль дороже 2,25 млн грн; самолет, вертолет, яхта, катер;

другие активы, суммарная стоимости которых не превышает 400 тысяч грн.

Если же лимиты превышены, но человек об этом умолчал, не подав декларацию, тогда при осуществлении значительных трат, которые будут явно выше, у соответствующих органов и банков могут возникнуть вопросы.

Несправедливая уравниловка
Представим, что у вас есть накопления, которые были вами сделаны в полном соответствии с законом, но которые превышают установленные лимиты — и есть другой человек, который получил накопления в результате неуплаты налогов. Так вот, закон вас с ним полностью уравнивает и спрашивает одинаково. Поэтому если вы не сообщаете государству о таких накоплениях, то в дальнейшем, когда вы заходите купить квартиру или дом на такие сбережения, то к вам могут возникнуть вопросы. И вам придется доказывать законность происхождения таких сбережений. В свою очередь, другой человек, который не платил налоги годами, просто выведет свои активы, заплатит пониженный налог и вопросов к нему больше не возникнет.

Закон прямо говорит, что объектами декларирования могут быть активы, полученные в результате: уклонения от уплаты налогов, ЕСВ, нарушений в сфере валютного законодательства и в сфере защиты экономической конкуренции.
Считаем, что такое уравнивание приведет к еще большему снижению общественной морали в части уплаты налогов, когда люди будут не заинтересованы платить налоги в общем порядке, ведь можно дождаться очередной амнистии и уплатить их по сниженным ставкам.

Самый актуальный вопрос: а что с наличкой? Предусмотренные выше нарушения и предполагают то, что значительная часть активов будет храниться в виде налички.
Объектом декларирования не может быть гривна или валюта в наличной форме, поэтому закон переводит их в безналичную форму, а именно: предлагает вам разместить их на специальном счете в банке, на котором они будут храниться, пока будет происходить процедура декларирования и уплаты налогов и сборов с этих средств. Предложение интересное, но будет ли у вас в дальнейшем возможность вывести средства назад и как долго эти деньги будут «висеть» на этом счете, закон не говорит.
Интересно также, что такие денежные средства не освобождаются от финансового мониторинга. Банки обязаны проверить источники происхождения активов, а в свою очередь налоговая не имеет права спрашивать об источниках таких доходов. Но все же не думаем, что информация, полученная банком, не станет достоянием налоговой, которая уж точно сможет взять себе на заметку информацию об этом.

Амнистия, кроме этого, предусматривает, что на задекларированное имущество не распространяется уголовная и административная ответственность, а это имущество не может быть доказательством в суде. То есть, логика закона такая, что если вы «задекларированы», можете жить спокойно и не бояться, что за вами придет налоговая или прокуратура. На самом деле, в самом законе не прописано, что к такому человеку не возникнет вопросов по законности активов и что он защищен от претензий со стороны этих органов по другим активам. которые ей принадлежат.

Здесь также следует обратить внимание, что ответственность не может наступить только по конкретным статьям, например, ст. 212, 212-1 УК, или например, ст. 155-1, 162, 162-1, 163-1 и др. КУпАП. Другие статьи , не описанные в этом законе, с успехом могут быть применены — особенно к родственникам должностных лиц.
Если часть активов задекларирована, а часть – нет, то за незадекларированную часть может наступить ответственность в общем порядке.

После подачи декларации проводится ее проверка, по результатам которой налоговый орган может истребовать документы для проверки правильности насчитанной суммы налога, который подлежит уплате или действительности активов в течении 1 года. И если такие документы не будут предоставлены по требованию органа, может быть применена ставка в общем порядке.

Что делать, если вы захотели «амнистироваться»?
Если вы все же захотите «амнистироваться», можете задекларировать такие активы:
валютные ценности, которые размещены на банковских счетах;
недвижимость, как в Украине, так и за ее пределами;
движимое имущество;
право требования на имущественные права (дивиденды, доли в компаниях и т.д.).
и иные активы.
Но декларировать нужно не все имущество. Закон определил границу: к примеру, активы стоимостью до 400 000 грн, квартиры до 120 квадратов и дома до 240 квадратов декларации не подлежат.
Для декларирования нужно будет подать в органы налоговой соотвествущую декларацию вместе с документами, которые подтверждают денежную стоимость актива, уплатить в течении 30 дней с момента подачи декларации сбор в размере 5%, 9% иди 2,5 % в зависимости от вида актива в период с 1 сентября 2021 по 1 сентября 2022 года.

Подытожим. С одной стороны, у закона есть недостатки: он ставит под сомнение законность доходов всех граждан, попадающих под его критерии. Хотя на самом деле он мог бы касаться только тех, кто уклонялся от налоговой длительное время. С другой стороны, он дает возможность вывести из тени недобросовестно нажитое имущество и задекларировать его по пониженным ставкам.
Так что, декларировать или нет, решать только вам, если вы доверяете гарантиям государства.
Неоднозначным останется вопрос, как будут относиться банки к такому источнику подтверждения средств, как «спецдекларация в рамках налоговой амнистии». Иностранные инвесторы также могут иметь серьезные сомнения по поводу сотрудничества с предпринимателями, которые показывают «амнистированные» доходы в качестве основного источника своего капитала.

Что касается нулевого декларирования, то остаются проблемы низкого доверия граждан к органам государственной власти, отсутствия уверенности, что «правила игры» не изменятся завтра очередным законом или подзаконным актом, а субъекты декларирования не окажутся под угрозой. Учитывая плюсы и риски, названные выше, сегодня невозможно предсказать, по какому сценарию пройдет кампания «нулевого декларирования» в Украине.

Про admin

Проверьте также

В одесском лицее «Олимпиец» нашли повешенным 15-летнего мальчика

Одесские правоохранители расследуют обстоятельства смерти 15-летнего воспитанника спортивного лицея «Олимпиец». Об этом сообщили в районном …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *