Домой / Бессарабия / Образование в Измаиле: и век, и два тому назад (фото)

Образование в Измаиле: и век, и два тому назад (фото)

В 1812 году, когда Бессарабия вошла в состав Российской империи, в Измаиле не было ни одного светского учебного заведения. Обучение детей и молодёжи шло только в монастырях и церквях, при которых действовали церковно-приходские и воскресные школы.
В 1820-1840 гг. ситуация постепенно стала меняться. При содействии архиепископа Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы) в нашем городе появилась первая ланкастерская школа (построенная по принципу взаимного обучения), начала работу духовная школа (впоследствии семинария), стали открываться церковно-приходские школы. В этих учебных заведениях наряду со Словом Божьим преподавался ряд общеобразовательных дисциплин.
О состоянии системы государственного и коммунального образования в эти годы известно крайне мало. Процесс внедрения в регионе общеимперских законов в области образования был приостановлен в 1856-1878 гг., когда Придунавье оказалось в составе Княжества Молдова.
В 1864 г. в Российской империи были изданы документы, регламентировавшие начальное и среднее образование, которое могли получать граждане всех сословий. Наряду с государственными в стране возникали земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.
После возврата Измаила под сень двуглавого орла построение системы образовательных учреждений началась и у нас. Нужно отметить большую роль в этом процессе Измаильского городского головы Фёдора Тульчианова, который не только лично опекал создаваемые в городе учебные заведения, но и заботился о постройке для них новых зданий и материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса.
Нужно отметить, что законодательная практика нашего края ещё долго тяготела к законам румынского прошлого, но именно система образования стала одним из первых звеньев, которое стала на рельсы российского законодательства.
Несколько слов о типах учебных заведений, которые получили развитие в Измаиле в последние десятилетия XIX в. Это воскресные школы – частные, общественные общеобразовательные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. Высшие начальные училища занимали промежуточное положение между начальной и средней школой (гимназией). С 1872 г. их стали называть городскими училищами. Учебными заведениями, которые давали среднее образование, были гимназии. Духовная семинария – православное среднее учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей. Коммерческое училище – среднее учебное заведение, готовившее учащихся к коммерческой деятельности. И, наконец, церковно-приходские школы – начальные школы, руководимые духовенством.
Повторюсь, что перечисленные типы учебных заведений в конце XIX в. уже функционировали в Измаиле. Так, к началу 1880-ых гг. в городе действовали четырёхклассные мужская и женская прогимназии, четырёхклассное городское училище (для мальчиков) и Александровское двухклассное женское училище. Они были государственными учебными заведениями и подчинялись Министерству народного просвещения, которое на местном уровне было представлено учебными округами. Остановимся на их работе подробнее.
Преподавание в прогимназиях велось по типу всех классических гимназий – образование носило гуманитарный характер. Здесь преподавались такие предметы как русский язык и словесность, древние языки (греческий и латынь), Закон Божий, математика, история и география, новые языки (французский, немецкий), чистописание, рисование, пение, гимнастика. В прогимназии были классные наставники и их помощники, а также учитель подготовительного класса.
Классической была и женская прогимназия. Здесь в основном преподавались те же предметы, что и в мужской, с одним отличием – здесь не было уроков гимнастики, зато преподавалось рукоделие.
В эти учебные заведения принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение. В начале ХХ в. обучение чад в мужской прогимназии обходилось родителям в 40 рублей в год. Сюда добавлялись расходы, связанные с приобретением специальной форменной одежды. К сожалению, обучение здесь детей было доступно для достаточно состоятельных родителей.
Также в Измаиле действовало городское четырёхклассное училище. Одним из первых его руководителей был впоследствии известный краевед начала ХХ в., учитель-инстектор Пётр Коломойцов. Известный мне перечень преподававшихся здесь предметов заставляет думать, что это было учебное заведение, ориентированное на получение профессии.
Помимо такого традиционного предмета как Закон Божий, здесь преподавались курсы «часоваго мастерства», музыки, французского языка. Специальные предметы велись в коммерческих классах.
Ну и, наконец, несколько слов о таком учебном заведении как Александровское двухклассное женское училище. Наряду с начальным образованием оно давало воспитанницам элементарные профессиональные навыки, в основном связанным с рукоделием.
Итак, на рубеже ХIХ-ХХ вв. в городе, помимо уже упомянутых учебных заведений,
действовали уездное, ланкастерское, коммерческое училища, которые содержались за счёт государства и местного бюджета. Помимо этого действовали частные вечерние курсы бухгалтерии и коммерческой корреспонденции Янкевича Л.Н.
А ведь были ещё учебные заведения православного ведомства. Это, в частности, духовная семинария, 14 приходских училищ (не только в городе, но и в его предместьях), а ещё церковно-приходские школы. Приходские училища частично финансировались бюджетом города.
Может сложиться мнение, что этого количества учебных заведений для небольшого города было вполне достаточно. Однако лучшим индикатором состояния даже не образования в целом, а элементарной грамотности, являются данные всеобщей переписи населения 1897 г. Так вот, перепись показала, что около 82% населения Бессарабской губернии было безграмотно. Измаил был уездным городом, поэтому можно предположить, что уровень грамотности здесь был несколько выше. Правда, ненамного.
ХХ век привнёс в систему системы образования Измаила ряд знаковых изменений. Они не могли не отразиться как на количественных показателях охвата детей и молодёжи начальным и средним образованием, так и на содержании учебно-воспитательного процесса.
В 1900 г. женская прогимназия была преобразована в полную гимназию, а 1903 г. та же участь постигла и мужскую прогимназию. Два года спустя последней было присвоено имя А.В. Суворова. В промежуток между 1901 и 1907 гг. городское четырёхклассное училище стало шестиклассным. К сожалению, более точную дату этого события пока мы не знаем.
Развивалось образование и в учебных заведениях духовного ведомства. За этим следило Измаильское уездное отделение епархиального училищного совета. В его состав входили представители духовного клира, а также ряд гражданских лиц – директор мужской гимназии, уездный исправник, инспектора народных училищ, один из членов Измаильского коммунального совета и председатель непременного земского комитета.
В 1901 г. в городе открывается духовное училище. Помимо общеобразовательных дисциплин здесь преподавались Закон Божий, латынь, церковнославянский язык. Среди преподавателей числились лица, окончившие курс существовавшей в городе духовной семинарии.
А вот пример нравов, которые царили в ту пору в России. 15 августа 1913 г. в кишинёвской газете «Биржевые ведомости» была опубликована заметка под заголовком
«Увольнение преподавателя гигиены». В ней рассказывалось о том, что по распоряжению попечителя одесского учебного округа была уволена врач Прухникова, преподавательница гигиены в Измаильской женской гимназии, прослужившая в этой должности 17 лет. Причина увольнения – еврейская национальность. Прухникова пользовалась глубокой симпатией населения как врач и как преподавательница, сообщала газета.
Интересна публикация, которая была размещена в газете «Придунайский край» в 1914 г. Это был репортаж с торжественной церемонии выпуска учащихся, прошедшей в городском Александровском женском училище. На ней присутствовали Измаильский городской голова Д. Тульчианов, инспектор народных училищ А. Колтыпин, почётная блюстительница училища А. Филиппова, а также весь педагогический персонал.
После молебна, отслуженного законоучителем училища о. Романом Бойченко, хор учебного заведения пропел несколько песен и исполнил народный гимн. После ученицами были прочитаны стихотворения. Завершилась торжественная церемония вручением выпускницам похвальных листов и свидетельств об окончании курса училища. Кроме того, ученицам были розданы евангелия и иконки, а ученицам-еврейкам – книги псалмов. В заключение были организованы танцы. Детям было предложено угощение. Как видим из этого репортажа, сегодняшние традиции организации выпускных вечеров закладывались более века назад.
Любопытную картину состояния физической культуры и спорта в учебных заведениях Измаила даёт нам публикация в одном из февральских 1914 г. номеров газеты «Придунайский край». «Ни один город не является таким отсталым в спортивном отношении как Измаил, – возмущённо пишет безымянный журналист. – Спорт у нас в полном загоне. Процветают какие угодно игры – карты, домино, биллиард (стиль написания оригинала сохранён – И.О.), табло, но спортивных развлечений нет… В этом отношении мы отстали даже от Болграда, где благодаря директору мужской гимназии прекрасно организован гребной спорт учащихся.
Как нам сообщают, в нынешнем году первая попытка к приучению учащихся к спорту делается директором гимназии (мужской – И.О.) Х. П. Тодоровым. Предполагается устроить катание на буерах для учащихся гимназии».
Кстати, через годы именно учебные заведения стали одними из лидеров в области развития физической культуры и спорта в нашем городе.
А вот ещё одна зарисовка. На этот раз периода Первой мировой войны. «… В помещении Измаильской мужской гимназии имени генералиссимуса князя Суворова состоится литературно-музыкально-вокальный вечер, устраиваемый учащимися обеих гимназий в пользу борцов за родину, – писала 27 января 1915 г. газета «Придунайский край». – Программа вечера очень интересна».
Нужно отметить, что в канун Первой мировой войны городские власти Измаила проявляли постоянную заботу о развитии системы образования. Примером может служить одна из публикаций местной прессы в последние мирные дни. Из неё мы узнаём о том, что представительная комиссия в составе городского головы Д. Тульчианова, директора мужской гимназии Х. Тодорова, членов Коммунального совета Т. Борисова, И. Адлера, И. Севастьянова, а также городского архитектора И. Кучука был осмотрен участок на ул. Фабричной (совр. Капитана Семенюка) на предмет строительства на нём нового здания для гимназии. В итоге было принято решение направить в городскую управу мотивированный доклад о необходимости заменить ранее выбранное место на Круглом бульваре местом, расположенным на ул. Фабричной. Причиной этого являлась близость участка от уже существующих зданий гимназии и большая площадь под застройку, на которой можно было оборудовать просторную площадку для гимнастических занятий. Однако вскоре грянула война, и строительство так и осталось в планах.
Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала нашего земляка, а ныне сотрудника Российской национальной библиотеки Юрия Москаленко (г. С.-Петербург).

Игорь ОГНЕВ

На фото:
* Воспитанники церковно-приходской школы при измаильском Св.- Рождественском храме
* Здание городского училища для мальчиков
*Учащиеся мужской гимназии во время гимнастических занятий. Фото 1910 г.
*Около века в этом здании находилась духовная семинария.

Источник: Измаил: дела давно минувших дней Игорь Огнев

Про Redactor

Проверьте также

В Одесской области на трассе, ведущей к курортным поселкам, появились «островки безопасности»

Рабочие установили средства принудительного снижения скорости Traffic calming measures на отремонтированном участке дороги Т-16-10 Приморское …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *