Строка новостей
Домой / Бессарабия / Мэр Рени озаботился дноуглублением в Джурджулештском порту. Но почему молчит Ренийский порт?

Мэр Рени озаботился дноуглублением в Джурджулештском порту. Но почему молчит Ренийский порт?

Ренийский городской голова Одесской области Игорь Плехов озаботился тем, что в акватории Международного свободного порта «Джурджулешты» (Республика Молдова) в районе 72-й мили реки Дунай, с целью строительства нового грузового причала проводятся дноуглубительные работы. Об этом он сообщил на своей страничке в Facebook.

На сьогодні, за наявною інформацією, на акваторію порту «Джурджулешти» (Молдова) в районі 72-ої милі р. Дунай, з метою…

Опубліковано Игорем Плеховим Пʼятниця, 18 жовтня 2019 р.

Как пишет Плехов, данные работы могут привести к негативным последствиям для Ренийского морского торгового порта, расположенного по соседству, на расстоянии менее 5 километров: изменить рельеф дна, нарушить экологическую ситуацию в регионе, уменьшить глубину и габариты судового хода и глубины для подхода к причальным стенкам. К этому перечню добавится еще один фактор, который может отразиться на экономическом состоянии порта – уменьшение объемов переработки транзитных зерновых грузов из Молдовы, которые являются сегодня основным грузопотоком для Рени.

Свои выводы Игорь Плехов аргументирует положениями Конвенции Эспо об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также протоколом Рабочей группы по вопросам транспорта от 28-29 июля 2016 года, из которого можно сделать вывод, что Молдова своими действиями в порту Джурджулешты нарушает нормы конвенции.

Впрочем, какие-либо претензии со стороны администрации Ренийского порта либо Администрации морских портов Украины до сих пор не озвучены. Между тем, порт Рени имеет достаточно рычагов влияния на тех, кто задает тон в Джурджулештах, чтобы сохранить транзитные потоки.

Так, 10 октября сайт 368.media обнародовал данные Южного офиса Госаудитслужбы, согласно которым субъекты Специальной экономической зоны СЭЗ «Рени» задолжали за аренду земли Ренийскому морскому торговому порту 3,16 млн. грн. Причиной возникновения долга является отказ субъектов СЭЗ «Рени» от подписания дополнительных соглашений на увеличение в 2017 году размера арендной платы. В ходе проверки Госаудитслужба установила, что договоры с субъектами СЭЗ «Рени» не соответствуют типовому договору аренды земли и не были перезаключены с учетом изменений законодательства Украины. Порт пытался в 2017 году взыскать долг и внести изменения в договоры, но проиграл иск в 1-й инстанции, а в апелляцию подавать не стал.

Среди субъектов СЭЗ “Рени”, блокирующих приведение арендной платы к нормам закона, фигурирует фирма ООО “Рени-Лайн”, контролируемая группой компаний “Транс-Ойл”. Среди конечных бенефициаров ООО “Рени-Лайн” – Михаил Карасени, входящий в состав менеджмента “Транс-Ойл”.

Источник

Этот же Михаил Карасени входит в состав Экономического совета при Президенте Республики Молдова Игоре Додоне.

Источник

Бизнес-портал SeeNews и украинский сайт Elevatorist.com называют группу “Trans Oil” крупнейшим покупателем и экспортером зерновых и масличных культур в Молдове, владеющим двумя зерновыми терминалами и терминалом для подсолнечного масла в Джурджулештском порту. В состав группы входят 16 элеваторов по всей стране, способных хранить более 750 тысяч тонн одновременно, два маслоэкстракционных завода (в Бельцах и Чадыр-Лунге) с производственной мощностью 1200 тонн в день и 400 тонн подсолнечника в день, соответственно, а также ряд других сельскохозяйственных, транспортных и инфраструктурных предприятий.

В расследовании “Ложные флаги Молдовы: азербайджано-голландский след”, обнародованном группой журналистов из Молдовы, Румынии и Украины в 2016 году, со слов экс-депутата Александра Петкова указывается, что “порт Джурджулешть в настоящее время находится под колпаком Плахотнюка через его доверенное лицо Важу Джаши, являющегося американским гражданином”.

Для неискушенных молдавской политикой читателей напомним, что Влад Плахотнюк до недавнего времени считался не просто богатейшим человеком Молдовы, он был олигархом, “теневым хозяином” государства и контролировал Демократическую партию Молдовы. Обвиняется у себя на родине в присвоении и отмывании денег. Имел и, возможно, имеет общие бизнес-интересы с Петром Порошенко. Был вынужден бежать из Молдовы через Украину и Лондон в Майами в июне 2019 года – после того, как ушло в отставку контролируемое им правительство.

Важа Джаши, собственник группы компаний “Транс Ойл” и, одновременно, приближенный Плахотнюка также вынужденно покинул пределы Молдовы в середине июня. Его местонахождение в настоящее время в СМИ не уточняют.

В свою очередь, румынские журналисты-расследователи из CRJI, которые имеют доступ к базам данным Глобальной сети журналистских расследований относительно офшоров (Панамские документы, Райские документы и другие необнародованные данные), рассматривают Важу Джаши как агента влияния России, поскольку у него помимо американского и молдавского, есть еще и российский паспорт. А в их расследовании “The Russian monopoly on the grain market” утверждается, что группа компаний «Транс-Ойл», контролируемая гражданами России, создала абсолютную монополию на экспорт зерновых из Республики Молдова.

Структура собственности Важи Джаши достаточно сложная, но ему пришлось ее обнародовать, когда группа “Транс-Ойл” через свой кипрский холдинг Aragvi Holding International Ltd вышла Дублинскую фондовую биржу. Состояние Важи Джаши по обнародованным активам составило около 210 миллионов долларов.

Источник

Как видим, Важа Джаши признал, что имеет мажоритарные доли в 2-х украинских предприятиях – ООО “Ренийский элеватор” (94,77%) и ООО “Рени-Лайн” (66,7%). Между тем, подконтрольное миллионеру ООО «Рени-Лайн» попыталось  в Ренийском порту монополизировать экспорт молдавских зерновых. Так, в интервью сайту “Бессарабия Информ” в 2016 году Николай Кулиш, руководитель ООО «Агро-Рени» – одного из субъектов СЭЗ «Рени», рассказал, что «Рени-Лайн» хочет быть своего рода монополистом в деле оказания услуг, связанных с перевалкой зерновых в Ренийском порту, поэтому в их компании увидели серьезного и неугодного соперника.

Николай Кулиш: “Практически два года мы ведем борьбу за выживание. От руководства «Рени-лайн» идут жалобы и требования отменить регистрацию нашего проекта во все инстанции. «Рени-лайн» заявляет о своих претензиях на склад №6, и на причал №9. Но зачем им, скажем, склад №6, если рядом расположен пустующий арендуемый ими склад №5, который совершенно не работает. И причал №8, на котором они работают, практически не загружен.
Сейчас дело находится в судебных инстанциях. Из-за этого не может вступить в силу решение об аренде 2,8 гектара земли на территории порта. В результате мы не можем установить в соответствии с проектом силоса для хранения 24 тысяч тонн зерна, автоматизированную систему приемки зерна. От этого несет убытки порт, который на сегодня имеет огромную задолженность по оплате налога на землю. Ведь мы могли бы взять на себя оплату за аренду этого участка земли и уменьшить налоговое бремя для порта.
Через средства массовой информации наш конкурент распространяет неправдивые факты. К примеру, он заявляет о том, что на «Рени-Лайн» приходится большая часть перегруженного в порту зерна. Но вот справка Ренийского филиала ДП «АМПУ», в которой приводится данные о переработке зерновых грузов за сезон с 01.07.2014 года по 30.06.2015 года. Если в целом порт переработал 772 тысячи тонн зерна, то доля оператора ООО «Агро-Рени» составляет 270 тысяч тонн (35% всего объема), а оператора ООО «Рени-Лайн» — 160 тысяч тонн.

Собственником упомянутого ООО «Агро-Рени» является молдавская компания SRL «Rusagro-Prim», контролируемая Саввелием Руссу. SRL «Rusagro-Prim», судя по сообщениям молдавских СМИ, является одним из крупнейших игроков на рынке зерновых в Молдове, занимая 2-3-е место после «Trans Oil».

Источник

Источник

«Rusagro-Prim» конкурирует с группой компаний «Транс-Ойл» не только в Молдове, но и в Ренийском порту. При этом, группа «Транс-Ойл» до недавнего времени блокировала попытки «Rusagro-Prim» построить новый зерновой терминал в Рени.

Ренийский порт предпочитал не вмешиваться в экономические споры молдавских экспортеров, даже в ущерб своему, и так плачевному финансовому состоянию. А теперь, если соседний Джурджулештский порт нарастит объемы перевалки молдавских зерновых, Рени может снова перейти в сонное состояние.

В 2014 году, когда Европейский банк реконструкции и развития выделял для «Транс-Ойл» кредит в 25 млн. долларов для развития проектов в портовой инфраструктуре – в Рени никто не протестовал. Потому что деньги выделялись не только под расширение мощностей зернового терминала в порту Джурджулешты, но также и для модернизации мощностей по хранению зерна в порту Рени. Прошло уже 5 лет, а Рени еще ждет реализации проектов от компаний группы “Транс-Ойл”, а параллельно блокирует строительство терминала “Агро-Рени”.

“Агро-Рени”, конечно, тоже нельзя идеализировать. Эта компания засветилась в схеме контрабанды леса из Украины в Румынию под видом дров, о чем уже упоминалось раньше. Но пока 2 молдавские компании спорят между собой – украинский порт простаивает, а другие инвесторы в Рени особо не стремятся.

Кто будет разбираться с развитием СЭЗ “Рени” и Ренийского порта – до сих пор не ясно, учитывая, что администрация порта не вмешивается в дноуглубительные работы на расстоянии 5 км от своей акватории. По всей видимости, мешают старые коррупционные связи, которые блокируют развитие СЭЗ “Рени” и порта в угоду построения монополии на экспорт молдавских зерновых для беглого молдавского олигарха.

Про Redactor

Проверьте также

Труханов перепоручил подготовку города к новогодним праздникам киевлянам

Одесский городской глава своим распоряжением утвердил обновленный состав оргкомитета по подготовке к новогодним праздникам в …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *